Ледокольный флот ГУСМП
Ледокольный флот ГУСМП

ГУСМП объединил у себя всё ледокольное хозяйство и принял от Наркомвода ледоколы и ледокольные пароходы: «Красин», «Ермак», «Ленин», «Добрыня Никитич», «Макаров», «Давыдов», «Литке», «Малыгин», «Русанов», Трувор». В дальнейшем этот список пополнялся вновь строящимися судами.

«Владимир Русанов»

Ледокольный пароход, сыгравший большую роль в освоении Арктики и Северного морского пути. Назван в честь русского исследователя Арктики Владимира Русанова.

Базировался в порту Сент-Джонс, Ньюфаундленд, использовался для промысла тюленей. В 1915 году «Бонавенчур» вместе с однотипным зверобойным ледокол-пароходом «Беллавенчур» («Александр Сибиряков») куплен у «Эй Джи Харви» министерством торговли и промышленности Российской империи.

Переименован в «Владимир Русанов». Прибыл в Архангельск 12 января 1916 года.

В период интервенции с 1918 по 1919 год находился под британским контролем с возвращением прежнего имени «Бонавенчур».

По окончании гражданской войны на «Владимире Русанове» велись научные исследования в морях Арктики.

Экспедиция 1932 года в Карском море открыла острова Известий ЦИК.

В 1936 году ледокол участвовал в подготовке 1-й воздушной экспедиции на Северный полюс — «Северный полюс-1».

«Георгий Седов», («Г. Седов»).

Ледокольный пароход («Беотик» до августа 1916). Построен в 1909 на заводе «Гендерсон и К» в Глазго (Англия) по заказу частной канадской фирмы для зверобойного промысла у берегов Гренландии. Набор корпуса и обшивка усилены, в районе ватерлинии сделан ледовый пояс толщиной до 22 мм. Водоизмещение — 3217 т, длина — 67,7 м, ширина — 12 м, мощность силовых установок — 2362 л. с., скорость — 14,7 уз.

В конце 1916 ледокол приобретен Министерством торговли и промышленности России. Переименован в честь исследователя Арктики Г. Я. Седова. В декабре был включен в состав российского торгового флота. В 1916–1919 использовался для перевозки грузов во время зимней навигации в Белом море и как ледокол. В январе 1917 вошел в состав Флотилии Северного Ледовитого океана. Был вооружен. В 1920 был возвращен торговому флоту. В том же году в качестве флагмана участвовал в Сибирской хлебной экспедиции. До списания в 1967 участвовал во многих арктических экспедициях к устьям р. Обь и Енисей, к Земле Франца‑Иосифа, к полярным станциям. В 1929 поставил рекорд свободного плавания в арктических льдах, достигнув 82°14′ с. ш. С 23.10.1937 по 13.01.1940 вынужденно дрейфовал через Центральный арктический бассейн, достиг 86°39′ с. ш. Руководили экспедициями на «Г. С.» ученые и исследователи О. Ю. Шмидт, В. Ю. Визе, В. X. Буйницкий. Долгое время капитаном парохода был В. И. Воронин, во время дрейфа — К. С. Бадигин. Орден Ленина (03.02.1940). В годы Великой Отечественной войны входил в состав Беломорской военной флотилии под названием ЛД‑3.

Добрыня Никитич

Было заказано в 1915 году в Англии несколько судов этого класса среднего тоннажа, также с носовыми винтами. Первыми были «Илья Муромец» и «Добрыня Никитич». Их отличали две слегка наклоненные дымовые трубы, «воронье гнездо» на фок-мачте для наблюдения за обстановкой, удлиненная надстройка, кроме грузовых стрел, имелись паровые краны. Агрегаты силовой установки располагались в изолированных отделениях — двух котельных и трех машинных. Все суда — с дифферентными и креновыми цистернами. П.В. Римский-Корсаков писал: «С приходом „Добрыни Никитича“ можно было быть уже совершенно спокойным и уверенным, что опасность прекращения навигации миновала. Этот ледокол, снабженный последними усовершенствованиями, выработанными ледокольной техникой, был в то же время и самый мощный из всех владивостокских и потому мог выполнять любые ледокольные задачи. Но нельзя умолчать об одном его качестве, чрезвычайно драгоценном для очистки Босфора от льда. Будучи очень широким (50 ф.) и имея вследствие этого очень полные обходы в носу, он на полном ходу несет перед носом большой бурун, от которого, равно как и от скул его, в обе стороны расходятся высокие и крутые волны, а вследствие большого дифферента на корму его два винта дают за кормой также большую волну. Так как образовавшийся за ночь 3–4 дм <0,07–0,10 м> лед не представляет для него почти никакого затруднения, то он в нем идет легко 8–10 узлов, а при этой скорости волны, расходящиеся от него, разламывают с легкостью весь близлежащий лед, так что после его прохода образуется канал разбитого льда шириною сажен 50–75, чего не может давать ни один из остальных ледоколов, оставляющих после себя лишь канал немного шире, чем ширина судна. Вследствие этого свойства работа „Добрыни“ была весьма продуктивна, и он очень способствовал быстрому размыванию льда во всем проливе».

Ледокол «Добрыня Никитич» в течение нескольких десятилетий обслуживал ледовые кампании торгового порта Владивосток. После Великой Отечественной войны прошел модернизацию, получил современное навигационное оборудование, перешел на Черное море и был исключен из списков только в 1971 году.

Ермак.

Заложен в 1897 в Англии по проекту вице-адмирала С. О. Макарова, спущен на воду в 1898, вступил в строй в 1899. Капитально отремонтирован в 1915-1916. 14.11.1914 мобилизован и включен в состав Балтийского флота. В 1918 обеспечивал переход кораблей Балтийского флота из Ревеля в Гельсингфорс и из Гельсингфорса в Кронштадт.

В 1939 совершив переход через зону боевых действий 2-й мировой войны, перешел из Мурманска в Лиепаю, а затем — в Ленинград. 22.12.1939 мобилизован вновь и включен в состав Краснознаменного Балтийского флота. Участвовал в Зимней Войне, обеспечивал выход кораблей флота для действий против береговых батарей противника. 20.6.1940 возвращен Главсевморпути. 4.10.1941 принят от Наркомата Морского Флота, вооружен и включен в состав отряда особого назначения Краснознаменного Балтийского флота. Участвовал в Великой Отечественной Войне, осуществлял проводку кораблей флота, эвакуирующих гарнизоны Ханко и островов Финского залива, а также кораблей и конвоев к острову Лавснсари и в Морском канале.

17.6.1944 разоружен и возвращен Наркомату Морского Флота. В 1949 награжден орденом Ленина. В 1964 выведен из эксплуатации и разобран на металл в Мурманске.

Портовый ледокол «Надежный»

(после 27 февраля 1924 года — канонерская лодка «Красный Октябрь»)

(с 1925 года — ледокол «Капитан Давыдов»)

(позднее — ледокол «Давыдов») 1896 — 1957

Заложен в 1896 году на верфи Бурмейстер и Вайн в Копенгагене.

Спущен на воду 12 ноября 1896 года. Вступил в строй 27 мая 1897 года во Владивостоке после перегонки датской командой через Суэцкий канал.

20 июня 1918 года захвачен интервентами и в январе 1921 года выведен ими из строя. В октябре 1922 года восстановленный ледокол передан Мортрану.

27 февраля 1924 года принят от Главода и в качестве канонерской лодки включен в состав МСДВ. Вооружен четырьмя японскими 120-мм орудиями. С 20 июля по 29 октября 1924 года совершил поход к острову Врангеля под командованием Б.В. Давыдова.

20 июля корабль награжден Почетным революционным знаменем ВЦИК. В 1926 году переименован и использовался в качестве портового ледокола.

Во время ВОВ был вооружен и обеспечивал действия кораблей ТОФ в ледовых условиях.

В 1956 году выведен из эксплуатации и поставлен в отстой, а 21 мая 1957 года исключен из списков судов Министерства морского флота.

Ленин

Построен в Ньюкасле, Великобритания. Представителем заказчика, наблюдавшим за ходом постройки ледокола, был корабельный инженер Евгений Замятин, впоследствии известный писатель.

Ледокол спущен на воду в 1917 году под названием «Святой Александр Невский», в честь князя Александра Ярославича Невского (1221—1263).

Конфискован в порту после Октябрьской революции в 1917 году, взят в британскую службу как HMS Alexander. Передан Белой армии в 1919 году. Выкуплен правительством РСФСР и переименован в «Ленин».

Участвовал в полярной экспедиции Отто Свердрупа 1921 года.

В 1937 году вместе с караваном из пяти судов затёрт льдами, зимовал во льдах в Море Лаптевых. Выведен ледоколом «Красин» в августе 1938 года[1].

Во время Великой Отечественной войны обеспечивал проводку конвоев в Арктике, за что был награждён орденом Ленина. В 1957 г. передан Черноморскому морскому пароходству.

После принятия в эксплуатацию одноименного атомного ледокола в 1960 году был переименован во «Владимир Ильич».

Литке

Построен в 1909 году в Великобритании под названием «Ерл Грей» (Earl Grey). В 1914 году, в начале Первой мировой войны, российское правительство купило судно, чтобы использовать для проводки судов по Северной Двине для вывоза грузов из порта Архангельск и переименовало его в «Канада»; уже зимой 1914—1915 гг. ледокол провёл по реке 146 пароходов.

В 1920 году назван в честь русского исследователя Арктики, адмирала Фёдора Петровича Литке[.

В 1934 году под руководством начальника экспедиции Д. С. Дуплицкого, капитана Н. М. Николаева и научного руководителя В. Ю. Визе совершил первое сквозное плавание Северным морским путём с востока на запад за одну навигацию.

В конце лета 1941 года «Литке» был вооружен артиллерией и включён в созданную Беломорскую флотилию. Зимой 1941 и в 1942 годах он расчищал проходы во льдах к Архангельску для Атлантических конвоев.

Две экспедиции, 1948 и 1955 годов, были полностью посвящены гидрографическим исследованиям арктических морей. В 1955 году «Литке» установил мировой рекорд, достигнув 83°11′, не дойдя 440 морских миль (810 км) до Северного полюса, а затем благополучно возвратившись домой; экспедиция 1955 года была примечательна также поиском самой глубокой точки Северного Ледовитого океана, названной «депрессией Литке» (5449 м), и бурением дна океана для сбора геологических образцов.

Находился в эксплуатации до 1959 года.

Малыгин

Назван в честь русского полярного исследователя капитан-командора Степана Гавриловича Малыгина.

Ледокол был построен в 1912 году в Великобритании по заказу компании «Рид Ньюфаундленд Компани» (англ. Reid Newfoundland Company). Назван «Брюс» (англ. SS Bruce II). Однотипен с построенным годом позже ледокол-пароходом «Линтрос» («Садко»). Ранее в 1909 году на этой же верфи Napier and Miller был построен ледокол-пароход «Бонавенчур» («Владимир Русанов»).

В 1915 году «Брюс» был куплен русским правительством для управления морским транспортом Беломорско-Мурманского района и переименован в «Соловей Будимирович» в честь былинного богатыря.

С 1 января до 1 апреля 1917 года входил в состав флотилии Северного Ледовитого океана.

15 апреля 1920 года ледокол был мобилизован и включён в состав Беломорской военной флотилии, а затем с 24 апреля 1920 года — в состав Морских сил Северного моря. 25 мая 1920 года возвращён Мортрансу.

22 января 1920 года «Соловей Будимирович» отправляется в порт Мурманск с заходом в Индигскую губу для загрузки заготовленной там оленины. На борту находилось 84 человека — 40 человек команды и около 20 пассажиров. Среди них были белогвардейские офицеры и генерал Н. И. Звегинцев, в экипаже был ледовой лоцман И. П. Ануфриев, капитан И. Рекстин. В трюмах было около 20 000 банок консервированного молока, 200 пудов английского сыра, мука, сухари и сахар. Запас угля — 270 тонн. 28 января в 5 милях от устья реки Индига «Соловей Будимирович» застрял в крепких льдах. 30 января Рекстин по радио попросил выслать на помощь ледокол.

Течение сносило корабль через Печорское море к Карским воротам. В попытках выйти на чистую воду закончился уголь для котлов, некоторый запас остался для отопления. 16 февраля сильный восточный ветер отнёс «Соловей Будимирович» через Карские ворота в Карское море и несло дальше на север. Во время многомесячного дрейфа на «Соловье Будимировиче» родилась девочка и на борту стало 85 человек. Правительство несколько месяцев безуспешно проводило переговоры с Англией и Норвегией о предоставлении «Святогора» (позже «Красин») для спасательной экспедиции. 9 июня «Святогор» отправился из Норвегии. 15 июня для помощи в поисках был отправлен ледокол «III Интернационал» из Архангельска напрямую в Карское море. 19 июня «Святогор» (на него перешли белогвардейские офицеры) и «III Интернационал» подошли к «Соловью Будимировичу». Со «Святогора» на «Соловей Будимирович» был перегружен уголь и продовольствие. На «Соловье Будимировиче» сменён флаг на флаг Советской Республики. 20 июня колонна с ведущим «Святогором», «Соловьем Будимировичем» и замыкающим «III Интернационалом» пошла в обратный путь. За несколько дней «Соловей Будимирович» был выведен изо льдов. 25 июня принял часть груза с севшего на банку «Святогора» и помог сдёрнуть его с банки. 26 июня вошёл в Беушью губу к угольщику. 29 июня отправился обратно в Архангельск. 2 июля «Соловей Будимирович» в сопровождении «III Интернационала» пришёл в Архангельск к Соборной пристани.

Началась подготовка к Первой Карской экспедиции («Сибирская хлебная»). «Соловей Будимирович» состоял во втором отряде экспедиции. 8 августа 1920 года экспедиция отправилась из Архангельска и 5 сентября «Соловей Будимирович» пришел в Усть-Енисейский порт. 1 октября «Соловей Будимирович» вернулся в Архангельск.

В 1921 году «Соловей Будимирович» переименован в «Малыгин».

В 1928 году «Малыгин» участвовал в поисках экспедиции Умберто Нобиле на дирижабле «Италия», был зажат льдами в районе острова Надежды. Самолет, пилотируемый полярным лётчиком М. С. Бабушкиным, вылетал на поиски, дважды садился на льды, но из-за шторма вернулся на судно. Выйдя из льдов, «Малыгин» продолжал обследование районов Баренцева моря восточнее Шпицбергена.

С 1931 года на «Малыгине» производились гидрологические исследования в различных районах Арктики под командованием капитана Дмитрия Тимофеевича Черткова. В 1931 году в бухте Тихая на острове Гукера (Земля Франца-Иосифа) состоялась встреча «Малыгина» с дирижаблем Граф Цеппелин. С дирижабля на ледокол было передано 120 кг почты. В момент встречи с дирижаблем на ледоколе присутствовал Умберто Нобиле.

В 1932 году на острове Рудольфа экспедицией на «Малыгине» была основана самая северная в мире полярная станция (в связи с проведением 2-го Международного полярного года). В сентябре 1932 года ледокол достиг рекордной для того времени широты — 82°27′.

В 1935 году экспедиция на «Малыгине» открыла в районе острова Исаченко архипелаг из 7 островов.

В 1937 году «Малыгин» вместе с ледокольными пароходами «Садко» и «Георгий Седов» дрейфовал во льдах от острова Бельковского на Север до 83°05′ северной широты, откуда вышел с помощью ледокола «Ермак» только в сентябре 1938 года.

При возвращении из гидрографической экспедиции Якова Смирницкого и Георгия Ратманова по восточной Арктике 28 октября 1940 года «Малыгин» погиб во время шторма в районе мыса Низкий у берегов Камчатки со всем экипажем и членами экспедиции (всего 98 человек). В том числе погиб полярный исследователь Николай Колодиев.

Садко

Построен в Ньюкасле, Великобритания для железнодорожной компании «Рид Нюфендлэнд Компани» (англ. Reid Newfoundland Company) в 1913 году. Именован «Линтрос» (англ. SS Lintrose) в честь шотландской местности. С 1913 по 1915 год работал в качестве почтово-пассажирского парома в районе Ньюфаундленда, имея 80 пассажирских мест первого класса и 150 мест второго класса.

В 1915 году «Линтрос», приобретён русским правительством для работы на линии Мурманск-Архангельск. В 1916 году был переименован в «Садко».

16 июня 1916 года при перевозке груза для строительства железной дороги Кандалакша-Мурманск «Садко» затонул в Кандалакшской губе, наскочив на подводный камень.

Через 17 лет, 14 октября 1933 года поднят силами ЭПРОН. Год спустя, 9 июля 1934 года состоялся первый выход «Садко» в море после ремонта.

7 сентября 1934 года экспедиция на «Садко» под командованием капитана А. К. Бурке, в сопровождении ледокола «Ермак», основала полярную станцию на острове Уединения. В 1935 году на «Садко» предпринята Первая Высокоширотная экспедиция Главсевморпути под руководством Г. А. Ушакова. Установлен мировой рекорд свободного плавания за Полярным кругом (82°4’с.ш.). Открыт остров Ушакова.

Летом 1937 года экспедиция на «Садко» (капитан Николай Иванович Хромцов) под руководством профессора Визе, отплыла из Мурманска к островам Де-Лонга. Однако задачи были изменены и ледокол направлен для помощи судам в Карском море и море Лаптевых. Попытка преодолеть льды оказалась не удачной и «Садко» также оказался блокирован льдами в районе Новосибирских островов 75°17′ с. ш. 132°28′ в. д..

Вместе с ледокольными пароходами «Малыгин» и «Георгий Седов», «Садко» дрейфовал во льдах на север от Бельковского острова до 83°05′ северной широты.

Экспедиция на «Садко» не имела достаточных припасов для столь долгой зимовки, однако из-за сложных метеоусловий часть членов экспедиции и экипажа удалось эвакуировать лишь в апреле 1938 года.

Сам «Садко» освободился от ледового плена только в сентябре 1938 года с помощью ледокола «Ермак».

11 сентября 1941 года, на пути из Диксона на Землю Франца-Иосифа, «Садко» наскочил на ранее неизвестную подводную банку вблизи островов Известий ЦИК в Карском море и затонул. Погиб один человек, остальной экипаж спасён ледоколом «Ленин». Капитан ледокола А. Г. Корельский был обвинён во вредительстве и расстрелян.

Александр Сибиряков

Заложен 23 ноября 1908 года на верфи «Гендерсон и К°» по заказу британской компании «Беллавенчур Стимшип» (англ. Bellaventure Steamship Co Ltd), стоимость постройки оценивается в 166 тысяч рублей. Спущен на воду в 1909 году под названием «Беллавенчур» (англ. Bellaventure)[2].

В 1915 году «Беллавенчур» вместе с однотипным зверобойным ледокольным пароходом «Бонавенчур» («Владимир Русанов») куплен у компании «Эй Джей Харви» (англ. A. J. Harvey and Co.) Министерством торговли и промышленности Российской империи для зимних рейсов в Белом море.

В 1916 году переименован в «Александр Сибиряков», в честь исследователя Сибири А. М. Сибирякова.

В Первую мировую войну работал в Белом море на перевозке прибывавших из стран-союзников военных грузов. После войны использовался ежегодно для весеннего зверобойного промысла в горле Белого моря и в навигацию, как грузовое и снабженческое судно.

Знаменитый рейс

28 июля 1932 года «Александр Сибиряков» под командованием капитана В. И. Воронина, начальника экспедиции академика О. Ю. Шмидта и его заместителя В. Ю. Визе вышел из Архангельска и, обогнув с Севера архипелаг Северная Земля, в августе достиг Чукотского моря, где в сложной ледовой обстановке потерял часть гребного вала с винтом. Оставшись без хода, начал дрейфовать, но с помощью самодельных парусов к 1 октября команде удалось вывести судно на чистую воду в северной части Берингова пролива, откуда его отбуксировали в Петропавловск-Камчатский.

Это было первое в истории сквозное плавание по Северному морскому пути из Белого моря в Берингово за одну навигацию. В том же году «Александр Сибиряков» был награждён орденом Трудового Красного Знамени. 1932—1942 годы

До начала Великой Отечественной войны «Александр Сибиряков» работал в Арктике как снабженец.

В августе 1941 года вошёл в состав ледокольного отряда Беломорской военной флотилии под названием ЛД-6 («Лёд-6»). На корабле было установлено вооружение: два 76-мм орудия (корма), два 45-мм орудия (бак), два 20-мм зенитных автомата «Эрликон». Капитану ледокола Анатолию Алексеевичу Качараве было присвоено воинское звание лейтенант.

В понедельник 24 августа 1942 года «А. Сибиряков» вышел из порта Диксон с задачей пробиться на Северную Землю. На борту находились гражданский и военный экипаж, а также пассажиры — строители и персонал полярных станций, всего около 100 человек. Целью рейса была замена персонала, пополнение запаса полярных станций на Северной Земле и организация новой станции на мысе Молотова.

На следующий день после выхода, 25 августа, направляясь по курсу к мысу Оловянный, между островами Белуха, Центральный и Продолговатый в заливе Миддендорфа Карского моря, ледокол встретил немецкий тяжёлый крейсер «Адмирал Шеер», который под командованием капитана-цур-зее Вильгельма Меендсен-Болькена скрытно прибыл к берегам Таймыра 20 августа и вёл поиск союзнических караванов в рамках операции «Вундерланд».

В неравном бою с «Адмиралом Шеером» «Сибиряков» получил множество повреждений и был затоплен экипажем. Часть моряков была захвачена в плен.

В честь команды ледокола пролив в Карском море к северу от острова Диксон назван «Проливом Сибиряковцев».

Таймыр

Российский и советский ледокольный пароход. Построен в 1909 г. на Невском судостроительном заводе в Санкт-Петербурге. В 1910—1915 гг. ледоколы «Таймыр» и «Вайгач» — участники гидрографической экспедиции в Северном Ледовитом океане. В 1914—1915 гг. оба судна впервые прошли Северным морским путём из Владивостока в Архангельск.

В 1938 г. «Таймыр» участвовал в эвакуации полярной станции «Северный полюс-1». Выведен из эксплуатации в начале 1950-х годов.

Водоизмещение — 1359 т, длина — 60 м, ширина — 11,9, осадка — 6,7 м. Двигатель — паровая машина тройного расширения — 1200 л. с., два цилиндрических котла. Скорость максимальная — 9 уз, скорость экономического хода — 7 уз. Дальность плавания экономическим ходом — 7700 миль.

Во время Первой мировой войны был вооружен: 4 — 75-мм, 2 — 37-мм орудиями, 2 пулемета.

В честь ледокола получил своё название советский атомный ледокол «Таймыр».

Трувор

Бывший ледокол Слейпнер, построен в 1896 в Дании. 13.2.1914 куплен Морведом и включен в состав БФ. Участвовал в 1-й мировой войне и Февральской буржуазно-демократической революции. 11 — 19.4.1918 совершил переход из Гельсингфорса в Кронштадт. С 11.1918 находился в порту на хранении. 6.12.1921 передан Мортрану. 23.11.1939 вновь включен в состав КБФ. Обеспечивал действия кораблей КБФ в ФСВК. Летом 1940 возвращен НКМФ, но 5.7.1941 вновь принят в состав плавсредств тыла КБФ. Участвовал в ВОВ. 25.8.1941 погиб у м. Юминданина от подрыва на мине.