Анатолий Дмитриевич Алексеев (22 декабря 1901 (4 января 1902) — 29 января 1974) — пилот Управления полярной авиации Главсевморпути, лётчик-испытатель, участник спасения экспедиции Умберто Нобиле (1928) и воздушной экспедиции на Северный полюс (1937), Герой Советского Союза (27.06.1937).
Родился 22 декабря 1901 года (4 января 1902) в польском городе Ломжа ныне Подляского воеводства. Русский. Жил с родителями в городе Сергиев Посад, здесь в 1918 году окончил гимназию.
13 февраля 1936 года в Кремле на совещании об организации транспортных полётов Отто Юльевич Шмидт изложил разработанный план воздушной экспедиции на Северный полюс и основании станции в его районе. Сталин и Ворошилов на основании плана приняли правительственное постановление, поручавшее Главному Управлению Северного морского пути (Главсевморпуть) организовать в 1937 году экспедицию в район Северного полюса и доставить туда на самолётах оборудование научной станции и зимовщиков. Руководство возложили на Шмидта.
Арктическая навигация 1937 года сложилась очень тяжело. В различных точках Северного морского пути зазимовало много судов. Это было поистине стихийное бедствие. В архипелаге Франца-Иосифа в бухте Тихой застряли пароходы «Русанов», «Рошаль» и «Пролетарий». У Диксона во льдах стояла группа лесовозов. Беспомощно дрейфовали во льдах караван ледокола «Литке» в проливе Вилькицкого и караван ледокола «Ленин» в море Лаптевых. В северной части этого моря льды пленили ледокольные пароходы «Садко», «Малыгин» и «Седов». Ледокол «Красин» отстаивался в Хатангском заливе.
С 1939 года Анатолий Дмитриевич Алексеев работал летчиком-испытателем на авиационном заводе № 22 имени С.П. Горбунова (город Казань). Провёл заводские и государственные испытания опытного дальнего бомбардировщика ДБ-240, запущенного в серию под индексом Ер-2.
В начале 1941 года совершил перелёт Москва-Омск-Москва без посадки в Омске со сбросом там 1000 килограммов условных бомб.
.