Спасение экспедиции Нобиле
1928-1936
Спасение экспедиции Нобиле

25 мая 1928 года во льдах Северного Ледовитого океана недалеко от острова Шпицберген потерпел крушение итальянский дирижабль «Италия», которым командовал известный полярный исследователь Умберто Нобиле.

Для поисков и спасения членов экипажа были организованы экспедиции в Италии, Норвегии, Швеции, Португалии, Франции. По просьбе правительства Италии к поискам присоединился и Советский Союз, который обладал самый мощным в мире ледоколом — «Красин».

На борт «Красина» был погружен самолет «юнкерс» ЮГ-1 – «Красный медведь». Экипаж самолета — пилот Борис Чухновский, второй пилот Георгий Страубе, летнаб (штурман-радист) Анатолий Алексеев, бортмеханики Александр Шелагин и Владимир Федотов.

«Красин» прибыл в район поисков, но и он был вынужден остановиться в непроходимых льдах.

4 июля ввиду исключительно тяжелой ледовой обстановки руководитель экспедиции «Красина» профессор Самойлович принял решение поставить ЮГ-1 на лыжное шасси, найти и попытаться вывезти потерпевших крушение по воздуху. Чухновский должен был произвести разведку льдов и найти путь для «Красина». 10 июля Чухновский в первом полете обнаружил двух членов «Италии» — так называемую группу Мальмгрена. Но из-за тумана ЮГ-1 пошел на вынужденную посадку и подломал шасси. Радио Алексеева было кратким: «…Считаем необходимым «Красину» срочно идти спасать Мальмгрена…»

Именно благодаря информации, полученной от лётчиков «Красин» смог найти и спасти оставшихся в живых членов экспедиции Нобиле.

В этом разделе можно познакомиться с фотографиями и документами из личного архива Анатолия Алексеева, касающимися этой экспедиции.