Предыстория
90 лет славной истории освоения Арктики

В истории освоения Северного морского пути (Северо-восточного прохода) есть много значимых вех, ведь этот маршрут, известный с середины 1700-х годов как возможный судоходный маршрут между Европой и Азией через Северный Ледовитый океан, привлекал внимание многих исследователей и путешественников…

90 лет славной истории освоения Арктики

Комитет Северного морского пути (КСМП)
90 лет славной истории освоения Арктики
Начиная с периода Гражданской войны для экономического развития арктических территорий создавались различные комитеты и организации: так, еще 23 апреля 1919 г. постановлением Совета Министров Временного Сибирского правительства А.В. Колчака был образован Комитет Северного морского пути (КСМП).

90 лет славной истории освоения Арктики

Комсеверпуть
90 лет славной истории освоения Арктики
В 1920 г. Комитет Северного морского пути был преобразован в советский «Комсеверпуть» – всесоюзное экспортно-импортное и транспортно-промышленное объединение Народного комиссариата внешней торговли…

90 лет славной истории освоения Арктики

Карские экспедиции
90 лет славной истории освоения Арктики
Базовым направлением деятельности «Комсеверпути» было развитие экспортно-импортных операций по ввозу и вывозу товаров из местностей, тяготеющих к устьям Оби и Енисея в Европейскую Россию и в Европу (организация т.н. «Карских экспедиций» и «Карских операций»).

90 лет славной истории освоения Арктики

Стратегические задачи освоения Северного морского пути
90 лет славной истории освоения Арктики
Толчком к запуску масштабной программы освоения Севера стало внешнеполитическое событие. В сентябре 1931 г. японские войска оккупировали Манчжурию, а 1 марта 1932 г. было провозглашено марионеточное государство Маньчжоу-Го с протяжённой границей вдоль Советского Союза. Именно вдоль неё тянулась нить Транссибирской железной дороги, связывавшей центр с востоком страны. Помимо того, что СССР окончательно терял контроль над Китайско-Восточной железной дорогой (что произошло 23 марта 1935 г., когда СССР под давлением Японии продал КВЖД Маньчжоу-Го), возникала угроза в случае военного конфликта полностью потерять контроль и связь с Дальним Востоком – достаточно было нарушить сообщение по Транссибу.

90 лет славной истории освоения Арктики

Первый в истории поход по Северному морскому пути в одну навигацию на ледокольном пароходе «Александр Сибиряков» в 1932 г. и создание ГУСМП.
90 лет славной истории освоения Арктики
Сквозное плавание по маршруту Северного морского пути за одну навигацию – такова была задача, поставленная перед экспедицией на ледокольном пароходе «Александр Сибиряков» в 1932 году. До того времени ещё ни одному судну это не удавалось.

90 лет славной истории освоения Арктики

Руководство
90 лет славной истории освоения Арктики

Руководство:
ШМИДТ Отто Юльевич (1891–1956)
ПАПАНИН Иван Дмитриевич (1894–1986)
АФАНАСЬЕВ Александр Александрович (1903–1991)
КУЗНЕЦОВ Александр Алексеевич (1904–1966)
БУРХАНОВ Василий Федотович (1908-1982)
БЕРГАВИНОВ Сергей Адамович (1899 — 1937)
БЕЛАХОВ Леонид Юлианович (1907 – 1975)
РЯБЧИКОВ Владимир Петрович
НОВИКОВ Валериан Дмитриевич (1903-1977)

90 лет славной истории освоения Арктики

Управленческая структура
90 лет славной истории освоения Арктики
В марте 1933 г. была утверждена структура Главсевморпути. Создавались Управление морской службы, Управление воздушной службы, Управление полярных станций, Управление снабжения и т.д. Начальником Главсевморпути стал О.Ю. Шмидт. Главсевморпути было передано 16 метеорологических станций и радиостанций, Всесоюзный Арктический институт (ВАИ), ледокольные пароходы «Седов», «Сибиряков» и «Таймыр».

90 лет славной истории освоения Арктики

Униформа
90 лет славной истории освоения Арктики
 

90 лет славной истории освоения Арктики

ГУСМП 1934-1938
90 лет славной истории освоения Арктики
Стартом второго периода, характеризовавшего активным расширением функций ГУСМП, стало Постановление СНК СССР и ЦК ВКП(б) от 20 июля 1934 г. «О мероприятиях по развитию Северного морского пути и северного хозяйства». В этом документе была намечена широкая программа хозяйственного освоения Арктики, в частности, на ГУСМП возложено строительство морских портов на Диксоне, в Тикси, Провидении, Игарке; доведение к концу второй пятилетки сети полярных станций до 89 ед., подчеркнута задача широкого развития естественных производительных сил в Советской Арктике.

90 лет славной истории освоения Арктики

Ледокольный флот ГУСМП
90 лет славной истории освоения Арктики
ГУСМП объединил у себя всё ледокольное хозяйство и принял от Наркомвода ледоколы и ледокольные пароходы: «Красин», «Ермак», «Ленин», «Добрыня Никитич», «Макаров», «Давыдов», «Литке», «Малыгин», «Русанов», Трувор». В дальнейшем этот список пополнялся вновь строящимися судами.

90 лет славной истории освоения Арктики

Полярная авиация
90 лет славной истории освоения Арктики
Самолётов, спроектированных специально для полярной авиации, в то время не существовало. На Север направлялись машины, хорошо зарекомендовавшие себя как в Военно-воздушном флоте, так и в гражданской авиации. К ним предъявлялись особые требования: беспрепятственно летать в условиях низких температур, быть способными садиться и взлетать на небольших и плохо подготовленных площадках, иметь достаточный потолок высоты, чтобы в случае необходимости облетать горы и циклоны. Но самым главным качеством аппаратов, призванным работать в экстремальных условиях Крайнего Севера, должна была быть их сверхнадежность. Авиапарк полярной авиации был весьма разнообразен.

90 лет славной истории освоения Арктики

Научно-исследовательские и образовательные учреждения в составе ГУСМП
90 лет славной истории освоения Арктики
В перечне мероприятий по развитию Северного морского пути были и такие строки: «Для обеспечения намеченных работ Главсевморпуть должен привести сеть своих научных учреждений в соответствие с указанным расширением задач и организовать подготовку кадров специалистов, создав в своей системе гидрографический втуз, техникумы и курсы по различным специальностям.

90 лет славной истории освоения Арктики

Рейс «Челюскина»
90 лет славной истории освоения Арктики
В начале 1933 года для проверки практической возможности использования Севморпути было решено провести сквозной рейс. Инициатором его был Валериан Владимирович Куйбышев, руководивший как заместитель председателя Совета Народных Комиссаров СССР работами по освоению Арктики.

90 лет славной истории освоения Арктики

Северный полюс -1
90 лет славной истории освоения Арктики
В 1933 г. руководством Главным Управлением Северного морского пути было решено повторить опыт сквозного плавания Северным морским путем, совершенный в предыдущем году «Сибиряковым». На этот раз в поход должен был пойти пассажирско-грузовой пароход «Челюскин». Три ледовых моря – Карское, Лаптевых и Новосибирское – «Челюскин» прошел благополучно, но в Чукотском его встретили тяжелые льды. В результате дрейфа в ледовых тисках пароход, в конце концов, был раздавлен льдами. Пассажиры и команда высадились на лед, возник знаменитый «лагерь Шмидта». В Москве была срочно создана правительственная комиссия для организации спасения жителей героического лагеря.

90 лет славной истории освоения Арктики

Разгрузка ГУСМП
90 лет славной истории освоения Арктики

В навигации 1937 г. участвовало 64 морских судна. Из-за сложившейся неблагоприятной ледовой обстановки и организационных просчетов план морских грузоперевозок был провален. На трассе СМП зазимовало 25 транспортных судов, ледоколы «Красин» и «Ленин», ледорез «Фёдор Литке». Одно судно – пароход «Рабочий» – погибло. Научные работники и часть экипажей были вывезены с зазимовавших судов самолетами. Успехи и провалы ГУСМП в 1937 г. стали причиной для серьезного пересмотра направлений деятельности организации.

90 лет славной истории освоения Арктики

ГУСМП и Дальстрой
90 лет славной истории освоения Арктики
Важным, но негласным моментом «разгрузки» ГУСМП был «увод» разведки и добычи цветных и редких металлов в ведение Дальстроя. Интересы этих гигантских организаций не могли не столкнуться в Арктике в связи с активным ростом Дальстроя. Исследователи усматривают в политических репрессиях 1937–1939 гг. в системе ГУСМП отголоски межведомственной войны – попытке Дальстроя, используя механизмы репрессий, оттеснить Главсевморпуть от эксплуатации недр Якутии и Чукотки.

90 лет славной истории освоения Арктики

ГУСМП в предвоенные годы
90 лет славной истории освоения Арктики
Главными объектами капитальных вложений ГУСМП в 1939–1940 гг. являлись морской транспорт, строительство портов, Мурманский судоремонтный завод, полярная авиация, топливные базы. За этот период вступили в строй линейные ледоколы «И. Сталин» и «Л. Каганович». В 1940 г. начал работу Мурманский судоремонтный завод, широко развёрнуты работы по сооружению портов Диксон, Тикси, Провидения. Значительное развитие получила ледовая авиаразведка.

90 лет славной истории освоения Арктики

ГУСМП в годы войны
90 лет славной истории освоения Арктики
С началом войны ГУСМП перестроило работу в соответствии с общими задачами, поставленными перед страной. В целом, руководство ГУСМП было ослаблено. Руководитель ГУСМП И.Д. Папанин в качестве Уполномоченного Государственного комитета обороны (ГКО) по перевозкам на Белом море был переориентирован на организацию поставок ленд-лиза в Архангельск.

90 лет славной истории освоения Арктики

Экспедиции Север-2 и СП-2
90 лет славной истории освоения Арктики
«Север-2» — воздушная высокоширотная экспедиция, проводившаяся в СССР в марте — мае 1948 года. Начальник экспедиции — А. А. Кузнецов.
Были осуществлены полёты с первичными посадками на дрейфующий лед. В работах участвовали самолеты: Ли-2, Ил-12 и Пе-8…

90 лет славной истории освоения Арктики

ГУСМП 1945-1953
90 лет славной истории освоения Арктики
Данный этап характеризовался восстановлением народного хозяйства в стране, в связи с чем, продолжился рост объемов грузоперевозок по трассе СМП.

Новым вызовом для послевоенного периода было превращение всего Арктического бассейна в потенциальный театр военных действий и связанное с этим интенсивное изучение приполюсных районов Арктики.

90 лет славной истории освоения Арктики

Экспедиции и полярные станции 1949-1955 гг
90 лет славной истории освоения Арктики
В 1933 г. руководством Главным Управлением Северного морского пути было решено повторить опыт сквозного плавания Северным морским путем, совершенный в предыдущем году «Сибиряковым». На этот раз в поход должен был пойти пассажирско-грузовой пароход «Челюскин». Три ледовых моря – Карское, Лаптевых и Новосибирское – «Челюскин» прошел благополучно, но в Чукотском его встретили тяжелые льды. В результате дрейфа в ледовых тисках пароход, в конце концов, был раздавлен льдами. Пассажиры и команда высадились на лед, возник знаменитый «лагерь Шмидта». В Москве была срочно создана правительственная комиссия для организации спасения жителей героического лагеря.

90 лет славной истории освоения Арктики

ГУСМП 1953-1964
90 лет славной истории освоения Арктики
В 1950-х гг. объём грузоперевозок по трассе СМП продолжали быстро расти. Это было связано с обновлением и пополнением флота арктических пароходств. В Заполярье пришли дизель-электрические ледоколы типа «Капитан Белоусов» — «Капитан Воронин» и «Капитан Мелехов», транспортные суда усиленного ледового класса типа «Лена» — «Обь», «Енисей», «Байкал», «Индигирка». С 1960-х гг. основным рабочим ядром ледокольного флота стали новые дизель-электрические ледоколы типа «Москва». А в мае 1960 года капитан П.А. Пономарёв привёл в Мурманск первый в мире атомный ледокол «Ленин». К 1964 г. объем грузоперевозок составил более 1 миллиона тонн.

90 лет славной истории освоения Арктики

ГУСМП в Антарктиде
90 лет славной истории освоения Арктики
В связи с проведением Международного Геофизического года советские полярники приступили к изучению Антарктиды. Для выполнения этой программы в 1955 г. Академия наук СССР совместно с ГУСМП было поручено организовать Комплексную антарктическую экспедицию, которую возглавил М.М. Сомов. Базой экспедиции стал антарктический поселок Мирный. ГУСМП стал основным логистическим центром по организации экспедиций в Антарктику.

90 лет славной истории освоения Арктики

Основные показатели
90 лет славной истории освоения Арктики

В качестве итога приведем некоторые цифры, свидетельствующие о развитии ГУСМП в период 1932–1952 гг. (до перевода в систему Минморфлота СССР):
Годовые морские перевозки увеличились с 21,5 тыс. т в 1933 г. до 498,2 тыс. т в 1952 г. (в 23 раза). К 1963 г. грузопоток достиг 1264 тыс. т (увеличение в 58 раз).
Годовой грузооборот морских арктических портов с 14,5 тыс. т в 1933 г. возрос до 975,0 тыс. т в 1952 г. (рост в 67 раз).
Годовая работа Полярной авиации возросла с 1,4 тыс. часов в 1933 г. до 56,2 тыс. летных часов в 1952 г., т.е. возросла в 40 раз.
К моменту организации Главсевморпути полярная авиация располагала только 5 разнотипными самолетами. В 1952 г. полярная авиация имела уже 136 самолетов большей частью советского производства, импортных – 16 («Каталина»).

90 лет славной истории освоения Арктики

Организации последователи
90 лет славной истории освоения Арктики
ГУСМП как организация завершила свою работу в 1964 г. Некоторое время арктическое судоходство находилось в ведении отдела ледокольно-лоцманских проводок Главного управления мореплавания Министерства морского флота СССР. Однако позднее руководство страны всё же вернулось к идее специальной организации для обеспечения работы СМП, объём перевозок по которому непрерывно возрастал.

90 лет славной истории освоения Арктики