1888-1964
Биография

Николай Иванович Евгенов родился в селе Собачьи Горбы (теперь Пахотная Горка Новгородской губернии) 15 августа 1888 года в семье учителя. Иван Михайлович Евгенов преподавал в Новгородской гимназии латинский и греческий языки.

В своих набросках «Из воспоминаний о прошлом» Николай Иванович так рассказывает о себе.

«Интересно выявить причину, почему я, выходец из «сухопутной» семьи, решил стать моряком? Обусловлено это было, мне кажется, тем, что в 1893 году наша семья переехала из Новгорода в город Нарву, расположенный на реке Нарове, в 12 км от впадения в Нарвскую губу Финского залива. Километрах в двух выше города, Нарова образует крупный водопад, вернее два водопада, разделенные скалистым островком.

90 лет славной истории освоения Арктики

 

90 лет славной истории освоения Арктики
1908
Плавание на броненосце «Слава»
90 лет славной истории освоения Арктики

Весной 1908 года после выпускных экзаменов Евгенов был произведен в корабельные гардемарины и получил назначение в отдельный Балтийский отряд.

Отряд этот состоял из боевых кораблей, уцелевших после неудачной для нашего флота русско-японской войны: двух линкоров, входивших ранее в Первую Петр-Артурскую эскадру – «Цесаревич» и «Слава», и крейсера «Богатырь» из Второй эскадры Рождественского. В дальнейшем к Отряду присоединили крейсера «Олег» и «Адмирал Макаров». 

90 лет славной истории освоения Арктики

1913-1915
ГЭСЛО
Гидрографическая экспедиция Северного Ледовитого океана
90 лет славной истории освоения Арктики

В 1912 году Евгенову предложили новую интересную работу. Речь шла об участии в гидрографической экспедиции в районах Северного ледовитого океана на ледоколах «Таймыр» и «Вайгач».

Эта экспедиция в истории открытия и освоения Северного морского пути занимает особое место. Ни до нее, ни долгие годы спустя ничего подобного не организовывала ни одна страна. И для Николая Ивановича Евгенова она стала одним из ярчайших жизненных впечатлений, в ней он получил свою закалку ученого-полярника, здесь четко определилось его научное направление.

90 лет славной истории освоения Арктики

1915-1917
Первая мировая война
90 лет славной истории освоения Арктики

После окончания работ по оформлению результатов экспедиции Николай Иванович Евгенов сначала участвовал в строительстве береговой батареи на мысе Церль, а затем получил назначение в действовавший на Балтийском море отряд миноносцев.

Служил в должности старшего штурмана на миноносце «Орфей» — за удачные боевые действия при установке минных заграждений Евгенов получил два боевых ордена. И на «Орфее», несмотря на военную обстановку, он не упускал случая проводить научные океанографические наблюдения.

90 лет славной истории освоения Арктики

1920-1922
Первая советская арктическая экспедиция
90 лет славной истории освоения Арктики

Вскоре после установления в Якутии советской власти правительство приступило к осуществлению мероприятий по освоению этого богатого и обширного края и в первую очередь, конечно, его транспортных путей.

В 1920 г. Управление Восточно-Сибирского водного транспорта совместно с Главным Гидрографическим управлением снарядило экспедицию в устье реки Лены и бухту Тикси. Хотя в дооктябрьский период там уже несколько раз производились исследовательские работы, однако возможности развития судоходства в этом районе так и не были выяснены. В задачу экспедиции входило подробное обследование дельты Лены и составление атласа карт.

90 лет славной истории освоения Арктики

1923-1924
Северная гидрографическая экспедиция
90 лет славной истории освоения Арктики

В начале зимы 1923 г. при Главном Гидрографическом Управлении Военно-морских сил, в котором работал Николай Иванович Евгенов, был организован Отдельный Северный Гидрографический отряд, вскоре переименованный в экспедицию. Задачей экспедиции было изучение побережий Новой Земли и постройка радиостанции и Метеорологической обсерватории в Маточкином шаре – проливе, разделяющем два острова Новой Земли и соединяющем Баренцево море с Карским.

Выполнение этих задач было крайне необходимо для транспортного использования Северного Морского пути, в частности, того его отрезка, которые ведет через Карское море в устья рек Оби и Енисея. Без налаживания морской арктической дороги невозможно было продвинуться вперед в развитии экономики сибирских окраин молодого Советского государства.

90 лет славной истории освоения Арктики

1926-1931
Морские Карские экспедиции
90 лет славной истории освоения Арктики

В числе других мероприятий по активному освоению Севера в начале 20-х годов была организована первая (а за нею последовали и другие) Карская товарообменная экспедиция. В задачу этих экспедиций входила доставка морским путем в устья Оби и

В течение семи лет (1925–1931 гг.) бессменным руководителем проводок судов и научных исследований был Николай Иванович Евгенов.

90 лет славной истории освоения Арктики

1932
Колымская экспедиция
90 лет славной истории освоения Арктики

После Карских экспедиций 1930–31 гг. западный участок Северного морского пути – Карский морской путь – можно было считать освоенным.

Вернувшись из своей последней Карской экспедиции, Евгенов предполагал в наступающем 1932 году принять участие в одной из научно-исследовательских арктических экспедиций, которые по случаю 2-го Международного полярного года намечалось провести целых три во время предстоящей навигации.

90 лет славной истории освоения Арктики

1933-1934
Экспедиция на ледоколе «Красин»
90 лет славной истории освоения Арктики

В 1933 г. руководством Главным Управлением Северного морского пути было решено повторить опыт сквозного плавания Северным морским путем, совершенный в предыдущем году «Сибиряковым». На этот раз в поход должен был пойти пассажирско-грузовой пароход «Челюскин». Три ледовых моря – Карское, Лаптевых и Новосибирское – «Челюскин» прошел благополучно, но в Чукотском его встретили тяжелые льды. В результате дрейфа в ледовых тисках пароход, в конце концов, был раздавлен льдами. Пассажиры и команда высадились на лед, возник знаменитый «лагерь Шмидта». В Москве была срочно создана правительственная комиссия для организации спасения жителей героического лагеря.

90 лет славной истории освоения Арктики

1935-1938
Высокоширотные экспедиции на ледокольном пароходе «Садко»
90 лет славной истории освоения Арктики

Развитие мореплавания в полярных морях: успешные Карские экспедиции, благополучные Колымские рейсы, «сквозные» походы «Сибирякова» в 1932 году и «Литке» в 1934 году привели руководство Главного управления Северного морского пути (ГУСМП) к решению не ограничиваться исследованиями лишь на трассе Северного морского пути, но и начать изучение высоких арктических широт. Оттуда ведь спускались мощные льды, преграждавшие дорогу морским караванам, там, – на стыке холодных и теплых течений, на границе с центральным полярным бассейном можно было найти причину чередований благоприятных и неблагоприятных в ледовом отношении лет.

Чтобы проникнуть в эту «ледовую кухню» и приступить к ее изучению, в 1935 году была организована «Первая высокоширотная экспедиция» под начальством Г.А. Ушакова.

90 лет славной истории освоения Арктики

1938-1948
Арест, заключение, работа в лагерях и на поселении
90 лет славной истории освоения Арктики

 

 

90 лет славной истории освоения Арктики

1948-1964
Научная и преподавательская работа
90 лет славной истории освоения Арктики

И вот 1948 год. Николаю Ивановичу Евгенову исполнилось 60 лет. Он профессор, заведует кафедрой океанологии в Ленинградском гидрометеорологическом институте, одновременно сотрудничая в Ленинградском отделении Государственного океанографического института. Оба учреждения достойно отметили юбилей ученого.

Николай Иванович получил много теплых поздравлений и приветствий, среди которых особенно дороги были ему письма старых друзей и товарищей по прежним экспедициям.

90 лет славной истории освоения Арктики