Экспедиция особого назначения №3
1936
Экспедиция особого назначения №3
.

В 1936 году, когда в воздухе уже начинало попахивать порохом, командованием Военно-Морских сил СССР совместно с Главным управлением СМП был осуществлена уникальная по тем временам секретная операция – проводка из Кронштадта во Владивосток по маршруту Севморпути двух эсминцев типа «Новик» – «Войков» и «Сталин» для пополнения сил вновь созданного Тихоокеанского флота.

Это была суперсекретная и суперсложная операция. Ведь надо было скрытно провести через льды 6 морей два корабля абсолютно не пригодных для плавания во льдах.

Руководство экспедицией возложили на человека, имя которого тогда знал любой школьник. Отто Юльевич Шмидт. Ученый, математик, полярный мореплаватель. Он руководил всеми значимыми арктическими экспедициями тех лет. Именно Шмидт стоял во главе плаваний ледокола «Сибиряков» и парохода «Челюскин», был руководителем Главного управления Северного морского пути.

Общее командование ЭОН-3 было поручено капитану 1-го ранга П.А. Евдокимову. Выпускник морского корпуса, участник Первой мировой и Гражданской войны он был опытным моряком и командиром.

Командиром эсминца «Сталин» был назначен В.Н. Обухов.

Командиром эсминца «Войков» — М.Г. Сухоруков.

Военные моряки – командиры эсминцев не имели опыта ледового плавания и поэтому вместе со Шмидтом в состав экспедиции прибыли и два опытных полярных капитана — Павел Миловзоров и Николай Николаев.

Кроме эсминцев в состав экспедиции входили суда обеспечения.

Ледорез «Ф.Литке» — капитан Ю.К. Хлебников.

Транспорт «Анадырь» — капитан А.П. Бочек. На «Анадырь» было погружено все вооружение эсминцев и запасы продовольствия.

Танкеры «Лок Батан» — капитан Г.Г. Кучеров и «Майкоп» — капитан К.А. Зайцев.

Перед выходом в этот поход на Кронштадтском Морском заводе на эсминцы снаружи корпуса были смонтированы «шубы» — деревянно-металлическая облицовка конструкции инженера А.И. Дубравина для защиты легких корпусов кораблей в плавучих льдах. Равномерно распределяя давление, она многократно увеличивала сопротивление корпуса. Бронзовые винты заменялись стальными, со съёмными лопастями. Сам же А.И. Дубравин был включен в состав ЭОН-3 корабельным инженером на борт «Сталина».

В.Ф. Бурханов был механиком эсминца «Войков» и принимал участие в разработке «шубы».

ЭОН-3 стала первым успешным экспериментом по проводке военных кораблей по СМП. Этот опыт затем использовался как в годы войны, так и в послевоенное время.