Разгрузка ГУСМП
Разгрузка ГУСМП
В навигации 1937 г. участвовало 64 морских судна. Из-за сложившейся неблагоприятной ледовой обстановки и организационных просчетов план морских грузоперевозок был провален. На трассе СМП зазимовало 25 транспортных судов, ледоколы «Красин» и «Ленин», ледорез «Фёдор Литке». Одно судно – пароход «Рабочий» – погибло. Научные работники и часть экипажей были вывезены с зазимовавших судов самолетами. Успехи и провалы ГУСМП в 1937 г. стали причиной для серьезного пересмотра направлений деятельности организации.

СНК СССР постановлениями от 28 марта и 29 августа 1938 г., отмечая недостатки навигации 1937 г., указал, что Главсевморпуть, расширив свои функции и распылив внимание на различные отрасли хозяйства, совершенно недостаточно занималось своей основной задачей – превращением Севморпути в нормально действующую магистраль.

В марте 1939 г. О.Ю. Шмидт на посту начальника ГУСМП был замещен И.Д. Папаниным. Шмидт избежал репрессий, но волна арестов прокатилась по всей системе ГУСМП. Из пяти замов Шмидта в 1937–1938 гг. трое были расстреляны (Э.Ф. Крастин, С.С. Иоффе, Н.М. Янсон), расстрелян директор Арктического института Самойлович Р.Л., начальник политуправления С.А. Бергавинов покончил жизнь самоубийством в тюрьме. Были арестованы многие известные полярники — сотрудники ГУСМП (Н.И.Евгенов, П.К. Хмызников, П.В. Орловский и другие).

В постановлении Совнаркома, изданном в августе 1938 г., было указано: «Разгрузить Главсевморпуть от предприятий, сосредоточив его работу на выполнении поставленных перед ним основных задач», то есть сконцентрировать его деятельность на обеспечении арктического судоходства».

В течение 1938–1940 гг. из ГУСМП были переданы другим наркоматам функции торговли, развития культуры, сельского и промыслового хозяйства, пушно-заготовительные операции и др. Транспортные операции по Карскому морю, как полностью освоенные, передавались в Народный комиссариат морского флота. Функции, связанные с обслуживанием населения (торговля, культбазы) передавались соответствующим ведомствам и местным органам, речной транспорт – Наркомводу и Дальстрою. Трест «Арктикуголь» передан Народному Комиссариату топливной промышленности СССР и т. д.