Стратегические задачи освоения Северного морского пути
Стратегические
Толчком к запуску масштабной программы освоения Севера стало внешнеполитическое событие. В сентябре 1931 г. японские войска оккупировали Манчжурию, а 1 марта 1932 г. было провозглашено марионеточное государство Маньчжоу-Го с протяжённой границей вдоль Советского Союза. Именно вдоль неё тянулась нить Транссибирской железной дороги, связывавшей центр с востоком страны. Помимо того, что СССР окончательно терял контроль над Китайско-Восточной железной дорогой (что произошло 23 марта 1935 г., когда СССР под давлением Японии продал КВЖД Маньчжоу-Го), возникала угроза в случае военного конфликта полностью потерять контроль и связь с Дальним Востоком – достаточно было нарушить сообщение по Транссибу. Во многом ответом на данный внешнеполитический вызов стало появление Постановления СНК от 17 декабря 1932 г. № 1873 «Об организации при Совете народных комиссаров Союза ССР Главного управления Северного морского пути», в котором перед вновь создаваемым главком ставилась задача «проложить окончательно Северный морской путь от Белого моря до Берингова пролива, оборудовать этот путь, держать его в исправном состоянии и обеспечить безопасность плавания по этому пути». Крайне важно было создать резервную действующую магистраль и демонстрировать её жизнеспособность – именно поэтому в 1932–1934 гг. особое внимание уделялось т.н. «сквозным рейсам», среди которых наиболее известны первый сквозной рейс по трассе СМП с запада на восток, совершенный ледокольным пароходом «А. Сибиряков» в 1932 г., и потерпевший неудачу рейс парохода «Челюскин» в 1934 г. Именно поэтому с начала 1930-х гг. стала активно развиваться дальняя авиация как еще один способ держать в целостности территорию СССР и иметь возможность развивать и пользоваться ресурсами Дальнего Востока. 30 сентября 1932 года в 5 часов утра из Москвы вылетел самолет П-5 с экипажем в составе пилота М.В. Водопьянова и бортмеханика. Перелет прошел по маршруту Москва – Казань – Свердловск – Омск – Новосибирск – Красноярск – Иркутск – Чита – Рухлово – Бочкарево – Хабаровск. Весь путь был преодолен за три дня. Причем от Москвы до Омска экипаж добрался за один день. В Хабаровск самолет прибыл 3 октября в 12 часов дня.