Экспедиции Север-2 и СП-2
Экспедиции Север-2 и СП-2

«Север-2» — воздушная высокоширотная экспедиция, проводившаяся в СССР в марте — мае 1948 года.

Начальник экспедиции — А. А. Кузнецов.

Были осуществлены полёты с первичными посадками на дрейфующий лед. В работах участвовали самолеты: Ли-2, Ил-12 и Пе-8. Командиры: М. В. Водопьянов, А. П. Штепенко, М. А. Титлов, И. И. Черевичный, И. С. Котов, А. И. Задков, В. И. Масленников, М. Н. Каминский, М. И. Козлов, Н. Н. Андреев, М. С. Агров, А. Багров, Л. В. Шульженко.

В военной части использовались самолёты Ла-11 и Ту-2.

В 1948 году в Политуправление Главсевморпути от известного в ту пору полярного летчика М.Н. Каминского поступила записка, в которой он выражал озабоченность тем, что в связи с усиленным военным проникновением США в Арктический бассейн возникла острая необходимость обороны советской Арктики.

Указанные выше обстоятельства, заставили Сталина и Генеральный штаб форсировать свои шаги по глубокому освоению Арктики и изучению вероятного ТВД. У руководства страны уже не было никаких сомнений в верности тезиса: «Кто покорит Полюс – тот выиграет войну». Вот почему в начале 1948 года Совет Министров СССР утверждает многолетний тематический план воздушных экспедиций в высокие широты под кодовым названием «Север».

В их задачу входило исследование сектора Центрального полярного бассейна, включавшее комплекс океанографических, географических и метеорологических наблюдений. Изучение физики атмосферы, геомагнитного поля и истинной фигуры Земли, методов аэронавигации в высоких широтах, условий эксплуатации и базирования боевых самолетов легкого, среднего и тяжелого типов на дрейфующих льдах.

20 марта 1948 года постановлением Совмина № 875-277 сс создается высокоширотная воздушная экспедиция (ВВЭ) «Север-2». По сути, она стала первой рекогносцировкой по визуальному научному изучению Арктики.

ВВЭ «Север-2» осуществлялась Главсевморпути совместно с ВВС Вооруженных Сил СССР. Его участникам предстояло обследовать обширный труднодоступный и малоизученный район Арктического бассейна к северо-востоку от Новосибирских островов.

Возглавил экспедицию А. А. Кузнецов, его заместителем по научной работе был назначен геофизик М.Е. Острекин. Деятельностью так называемых «прыгающих отрядов», которые садились в заданных точках Северного Ледовитого океана, бурили лед, вели гидрологические, гидрохимические и другие наблюдения, руководил океанолог М.М. Сомов.

В апреле – мае 1948 года были организованы восемь временных баз на льду, в том числе в точке географического Северного полюса, на которых осуществлялись самые разнообразные исследования.

В ВВЭ «Север-2» участвовали 251 человек, из которых 128 – представители Вооруженных Сил.

Научный состав экспедиции состоял из 23 человек. Кроме шести гражданских самолетов Ли-2, четырех Ил-12 и одного Пе-8 в ней участвовало еще и три военных Ла-11, которые, как предполагалось, с ледовых аэродромов будут использоваться для перехвата американских бомбардировщиков с ядерным оружием на борту.

Экспедиция «Север-2 формировалась и работала в условиях жесточайшей закрытости. Документы и кинохронику по высокоширотным воздушным экспедициям «Север» через три года после смерти «вождя всех стран и народов» рассекретили. Из них стало ясно, что тематические планы ВВЭ состояли из двух подпрограмм – гражданской и военно-технической. О гражданской части экспедиции «Север-2» имеется достаточное количество научных публикаций и воспоминаний участников, а о не менее важной её составляющей – военно-технической – до сих пор мало что известно.

«Северный полюс-2» (СП-2) — вторая советская научно-исследовательская дрейфующая станция. Работала со 2 апреля 1950 года до 11 апреля 1951 года. Начальник станции — Сомов М. М.

Станция открыта 12 лет спустя после закрытия в 1938 году первой советской дрейфующей станции «Северный полюс-1». Станция была открыта на льдине размером 3000×2400 м, которая при открытии находилась на 76°02′ с.ш. и 166°30′ в.д. Как и во время работы первой станции, участники экспедиции жили в палатках. За время деятельности станции на льдине побывало 58 человек, 71 раз садились самолёты, завезено 96 тонн грузов. Средняя скорость дрейфа составила 6,9 километра в сутки, суммарное расстояние, пройденное за время работы станции — 2600 км. После разлома льдины, на которой первоначально находилась станция, лагерь был перемещён на другую льдину.