Экспедиции и полярные станции 1949-1955 гг
Экспедиции и полярные станции 1949-1955 гг

«Север-6» — воздушная высокоширотная экспедиция, проводившаяся в СССР в марте — мае и в сентябре — октябре 1954 года.

Начальник экспедиции — В. Ф. Бурханов.

Были осуществлены полёты с первичными посадками на дрейфующий лед и транспортные полеты на станции «Северный полюс-3» и «Северный полюс-4».

Помимо этого, исследовательские работы вели летные отряды временного действия. Наблюдения охватывали широкий круг вопросов: изучение рельефа и осадков дна Ледовитого океана, его гидрологии и фауны, изучение ледяного покрова и атмосферы, различные геофизические наблюдения, в том числе над элементами земного магнетизма и другие.

В работах участвовали самолеты: Ан-2, Ли-2, Ил-12, Пе-8, Ту-4 и вертолёт Ми-4 (на станциях). Командиры: В. Е. Мельников, А. Ф. Бабенко, И. И. Черевичный, А. И. Задков, И. П. Мазурук, М. А. Титлов, М. П. Ступишин, В. М. Перов, А. К. Жгун, В. И. Масленников, Н. И. Ошурков, М. Ф. Ручкин.

Алексей Фёдорович Бабенко в 1954 году первым на вертолёте Ми-4 достиг Северного полюса.

«Северный полюс-3» (СП-3) — советская научно-исследовательская дрейфующая станция. Станция открыта: 15 апреля 1954 г. 86°00′ с.ш.; 178°00′ з.д.’

Станция закрыта: 19 апреля 1955 г. 86°00′ с.ш.; 31°42′ з.д.

Дрейфовала на паковом льду (сравнительно тонком и недолговечном).

Начальник экспедиции — Алексей Трёшников.

Жилые и подсобные помещения: жилые домики (9)’ палатки КАПШ-I ‘ КАПШ-2 ‘ КАПШ-3.

Транспорт: трактор КД-35 с бульдозерным устройством; автомашина ГАЗ-69 (не оправдала себя); гладилка, сделанная из бочек, для укатки взлетно-посадочной полосы.

Общие сведения:
1. Продолжительность дрейфа 378 суток.

2. Дрейф в генеральном направлении со скоростью 2’19 км/сут 830 км; суммарный дрейф со скоростью 5 км/сут 2200 км.

3. Размер льдины при открытии станции 2000х2500м. В ноябре лед на территории лагеря дал трещину, станцию перенесли на другое место. В марте трещина, ширина которой доходила до 300 м, разделила лагерь на две части, но станцию больше не перемещали.

4. Завезено 189 т груза.

5. Принято 133 самолета (ЛИ-2, ИЛ-12, АН-2, ПЕ-8′ ТУ-4), вертолет МИ-4.

6. Всего на станции побывало 107 человек.

ДРЕЙФУЮЩАЯ СТАНЦИЯ “СП-4” (первая смена)

Начальник Толстиков Е.И.

Станция открыта: 3 апреля 1954 г. 75°48′ с.ш.; 178°25′ з.д.’

Окончена смена: 9 апреля 1955 г. 80°40′ с.ш.; 176°06′ з.д.

Станция продолжала работу до весны 1957 г.

Жилые и подсобные помещения: палатки КАПШ-I, КАПШ-2 (1), домики ПДШ(8).

Транспорт: трактор КД-35 с бульдозерным устройством использовался круглый год вместе с санями (железный лист, вес которого около 2,2 т, размер 4х1,3 м); автомашины ГАЗ-69, ГАЗ-67 (оказались не пригодны для работы на СП).

Общие сведения:

1. Продолжительность дрейфа 371 сутки.

2. Дрейф в генеральном направлении со скоростью 1’56 км/сут 585 км; суммарный дрейф со скоростью 6,8 км/сут 2532 км.

3. Размер льдины при открытии станции 2600х2800 м’ в конце смены 100х650 м; за время дрейфа было три разлома.

4. Завезено 426 т груза.

5. Принято 575 самолетов (АН-2, ПЕ-8’ИЛ-12, ЛИ-2), вертолет МИ-4.

6. Всего на льдине побывал 151 человек.

ДРЕЙФУЮЩАЯ СТАНЦИЯ “СП-4” (вторая смена)

Начальник Гордиенко П.А.

Принята смена: 9 апреля 1955 г. 80°40′ с.ш.; 176°06′ з.д.’

Окончена смена: 20 апреля 1956 г. 87°26′ с.ш.; 178°22′ з.д.

Станция продолжала работу до весны 1957 г.

Жилые и подсобные помещения: палатка КАПШ-2′ жилые домики (11), три из них составляли кают-компанию.

Транспорт: трактор КД-35 с бульдозерным устройством, АДН-4.

Общие сведения:

1. Продолжительность дрейфа 378 суток.

2. Дрейф в генеральном направлении со скоростью 2’10 км/сут 750 км; суммарный дрейф со скоростью 6,6 км/сут 2500 км.

3. Размер льдины в начале смены 1100х800 м’ льдина ломалась по краям, в декабре ее размеры 800х500 м, в марте — 1200х800 м.

4. Завезено 187 т груза.

5. Принято 150 самолетов (ИЛ-12, ЛИ-2, ТУ-4, АН-2), вертолет МИ-4.

6. Всего на льдине побывало 114 человек.

ДРЕЙФУЮЩАЯ СТАНЦИЯ “СП-4” (третья смена)

Начальник Дралкин А.Г.

Принята смена: 20 апреля 1956 г. 87°26′ с.ш.; 178°22′ з.д.,

станция закрыта: 19 апреля 1957 г. 85°22′ с.ш.; 00°00′

Жилые и подсобные помещения: домики ПДШ-4а (10).

Транспорт: тракторы КД-35 с бульдозерным устройством, АДН-4.

Общие сведения:

1. Продолжительность дрейфа 356 суток.

2. Дрейф в генеральном направлении со скоростью 2’06 км/сут 756 км; суммарный дрейф со скоростью 5,3 км/сут1937 км.

3. Размер льдины при открытии станции 800х500 м’ при закрытии станции 400х200 м. За время дрейфа наблюдалось шесть сколов и разломов льдины.

4. Завезено 243 т груза.

5. Принято 146 самолетов (ИЛ-12, ЛИ-2, АН-2, ТУ-4, вертолет МИ-4).

6. Всего на льдине побывал 71 человек.