Первый
Первый

Сквозное плавание по маршруту Северного морского пути за одну навигацию – такова была задача, поставленная перед экспедицией на ледокольном пароходе «Александр Сибиряков» в 1932 году. До того времени ещё ни одному судну это не удавалось.

8 июля 1932 года «Александр Сибиряков» под командованием капитана В. И. Воронина, начальника экспедиции академика О. Ю. Шмидта и его заместителя В. Ю. Визе вышел из Архангельска и, обогнул с Севера архипелаг Северная Земля.

В ночь с 26 на 27 августа «Сибиряков» вошёл в бухту Тикси. Посещение «Сибиряковым» бухты Тикси имело большое политическое значение – оно ознаменовало собой начало морской связи Якутской автономной республики с западными районами страны.

18 сентября произошла серьёзная авария – сломался конец гребного вала и вместе с винтом ушёл в море. Дрейфовавший в сплочённом тяжёлом льду (9—10 баллов) ледокол, после многочисленных зигзагов и петель, описанных под влиянием течения и ветров, 27 сентября, восточнее мыса Сердце-Камень, в расстоянии 16 миль от берега, был вынесен в более разреженный лёд. В тот же день были поставлены самодельные паруса из имевшихся на борту брезентов. Временами закрепляя тросы за стамухи и подтягиваясь, временами взрывая лёд аммоналом, «Сибиряков» 1 октября в 14 ч 45 м. вышел на чистую воду. С помощью подошедшего траулера «Уссуриец», «Сибиряков» на буксире был направлен на ремонт в Японию и 4 ноября вошёл в порт Иокогаму. Впервые в истории Северо-Восточный проход был пройден за одну навигацию.

Результаты похода «Сибирякова» были рассмотрены Политбюро и было опубликовано Постановление СНК СССР от 17 декабря 1932 г. № 1873 «Об организации при Совете народных комиссаров Союза ССР Главного управления северного морского пути», в котором перед вновь создаваемым главком ставилась задача «проложить окончательно северный морской путь от Белого моря до Берингова пролива, оборудовать этот путь, держать его в исправном состоянии и обеспечить безопасность плавания по этому пути».