Северный полюс -1
Северный полюс -1
Высокоширотная воздушная экспедиция с целью высадки первой дрейфующей станции на Северном полюсе в 1937 г., работа самой станции, а также трансполярные перелёты В.П. Чкалова и М.М. Громова означали старт принципиально нового этапа в истории изучения и освоении Арктики.

Ещё летом 1935 г. О.Ю. Шмидт поручил проработку высадки научной партии на Северный полюс выдающемуся полярному лётчику М.В. Водопьянову. 21 августа 1935 г. Водопьянов подготовил первый вариант проекта полёта и посадки самолётов на Северный полюс. В дальнейшем проект полёта на Северный полюс на самолётах был принят как основной. Тем не менее параллельно Главным управлением ГВФ прорабатывался полёт на Северный полюс на дирижабле.

С весны 1936 г. подготовка экспедиции приобрела официальный статус. Для основной базы экспедиции был выбран самый северный остров архипелага Земля Франца Иосифа – о. Рудольфа. С наступлением навигации на туда доставили необходимое оборудование и под руководством И.Д. Папанина построили базу и аэродром, способный принимать тяжёлые машины.

В качестве основного транспортного средства определили четыре тяжёлых самолёта АНТ-6А (модификация бомбардировщика ТБ-3), а также вспомогательный самолёт Р-6 (АНТ-7).

Решающее Постановление Политбюро последовало 14 февраля 1937 г., в соответствии с которым экспедицию в район Северного полюса намечалось провести в марте-апреле 1937 г. Руководителем был утверждён О.Ю. Шмидт, начальником полярной авиации – М.И. Шевелёв, командиром авиаотряда – М.В. Водопьянов. Был назван и персонал станции: начальник – И.Д. Папанин, радист – Э.Т. Кренкель, гидролог-гидробиолог – П.П. Ширшов, астроном-магнитолог – Е.К. Фёдоров.

22 марта 1937 г. с Центрального аэродрома Москвы поднялись в воздух и взяли курс на север пять самолётов, которые пилотировали полярные лётчики М.В. Водопьянов (СССР Н-170), А.Д. Алексеев (СССР Н-172), И.П. Мазурук (СССР Н-169), В.С. Молоков (СССР Н-171) и П.Г. Головин на самолёте-разведчике АНТ-7 (СССР Н-166).

21 мая флагманский самолёт М.В. Водопьянова, на котором летели 13 членов экспедиции, в том числе О.Ю. Шмидт и четыре полярника дрейфующей станции совершил посадку в районе Северного полюса. Через несколько дней на льдину сели остальные самолёты экспедиции.

За 274 суток полярники провели большой объем работ, результаты которых были уникальны. Дрейф льдины с лагерем СП составил в генеральном направлении 2200 км со скоростью 8 км/сут., а суммарный – 2850 км со скоростью 10 км/сут. Размер льдины при открытии станции был 3200×1600 м, а ко времени сворачивания станции произошел практически полный разлом ледяного поля. Станция была закрыта 19 февраля 1938 г.

Опыт работы первой станции СП показал возможность выполнения научных наблюдений в Северном Ледовитом океане в течение длительного времени с использованием в качестве платформы дрейфующей льдины, а в качестве основного транспортного средства – авиации. Таким образом, был отработан принципиально новый метод научных исследований, получивший самое широкое развитие уже после Великой Отечественной войны.